Положение о психологической службе образования округа Муром
ПОЛОЖЕНИЕ
оПсихологической службе образования округа
Муром
I. Общие положения
1. Hастоящее Положение определяет
организационно-методическую основу деятельностиПсихологической
службы образования округа Муром.
2. Под
Психологической службой образования округа Муром понимается организационная структура, в состав которой входят педагоги-психологи образовательных учреждений всех типов,
образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и
медико-социальной помощи, - Центр
диагностики и консультирования, межведомственная психолого-медико-педагогическая
комиссия, специалисты Медико-педагогической школы, психолог-методист Центра по работе с педагогическими кадрами.
3. Психологическая
служба образования оказывает содействие формированию развивающего образа жизни обучающихся,
воспитанников, их индивидуальности на всех этапах непрерывного образования, развитию у
обучающихся, воспитанников
творческих способностей, созданию у них позитивной мотивации к обучению, а также
определению психологических причин нарушения личностного и социального развития и
профилактики условий возникновения
подобных нарушений.
4. В своей деятельности Психологическая служба образования руководствуется международными актами в области защиты прав
детей, Законом Российской Федерации «Об образовании»,
федеральными законами, указами и распоряжениями
Правительства Российской Федерации, приказами департамента образования администрации Владимирской области, приказами
управления образования администрации
округа Муром, настоящим Положением.
II. Цели и задачи Психологической
службы
5. Главной целью Психологической
службы образования является обеспечение психического и психологического здоровья детей
на каждом возрастном этапе.
Цель
Психологической службы достигается через:
- содействие администрации и
педагогическим коллективам образовательных учреждений всех типов в создании социальной
ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся, воспитанников
и обеспечивающей
психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся,
воспитанников, их родителей (законных представителей), педагогических
работников и всех других участников образовательного
процесса;
-содействие в приобретении обучающимися и воспитанниками образовательных
учреждений психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения
профессии, развития карьеры, достижения успеха
в жизни;
-оказание помощи обучающимся, воспитанникам образовательных учреждений в
определении своих возможностей, исходя из способностей, интересов, состояния здоровья;
-содействие педагогическим работникам, родителям
(законным
представителям) в воспитании обучающихся и воспитанников, а также
формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосер-
дия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному
взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности,
6.
Задачи Психологической службы образования:
-анализ социальной ситуации развития в образовательных учреждениях,
выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их решения;
-содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся,
воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности;
-формирование у обучающихся, воспитанников способности к самоопределению и саморазвитию;
-содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического
климата в образовательных учреждениях;
-психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации
их содержания и способов освоения интеллектуальным и личностным возможностям и
особенностям обучающихся, воспитанников;
-профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также
развитии обучающихся, воспитанников;
-участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной
деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ
и проектов, учебно-методических пособий, проводимой
по инициативе управления образования;
-содействие распространению и внедрению в практику образовательных учреждений достижений в
области отечественной и зарубежной психологии;
-содействие в обеспечении деятельности педагогических работников образовательных учреждений
научно-методическими материалами и разработками
в области психологии.
7. Первичная помощь участникам
образовательного процесса в образовательных учреждениях
всех типов оказывается педагогом-психологом или группой специалистов с его
участием. Состав группы специалистов определяется целями и задачами конкретного
образовательного учреждения.
8. Специализированная помощь
участникам образовательного процесса, а также содействие в профессиональной деятельности
педагогов-психологов образовательных
учреждений всех типов оказывается в Центре диагностики и консультирования.
9. Методическое
обеспечение деятельности Психологической службы образования осуществляется Центром работы с
педагогическими кадрами.
III. Основные направления деятельности
Психологической службы образования
10. К основным
направлениям деятельности Психологической службы образования относятся:
-психологическое просвещение -
формирование у обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей), у педагогических
работников и руководителей
образовательных учреждений потребноностив спихологических
знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития, создание
условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся,
воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном
предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии
интеллекта;
-психологическая профилактика -
предупреждение возникновения явлений дезадаптации
обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам,
родителям (законных представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания,
обучения и развития;
-психологическаядиагностика-углубленноепсихологическое изучение обучающихся и воспитанников на
протяжении всего периода обучения,
определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и
воспитания, в профессиональномсамоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии,
социальной адаптации.Психологическая диагностика проводится
специалистами как индивидуально, так и с группами обучающихся, воспитанников
образовательных учреждений;
-психологическая коррекция - активное
воздействие на процесс формирования
личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности , осуществляемое на основе совместной
деятельностипедагогов-психологов, дефектологов,логопедов, врачей, социальныхпедагогов и других специалистов;
- консультативная деятельность -
оказание помощи обучающимся, воспитанникам, их
родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим
участникам образовательного процесса в вопросах развития,
воспитания и обучения посредством специально организованных
способов психологического консультирования.
IV. Обеспечение деятельности
Психологической службы образования
11.Стабильное функционирование Психологической
службы образования и координацию деятельности структурных звеньев службы обеспечивает управление образования.
12.Психологическая служба образования работает в
тесном контакте с учреждениями здравоохранения, органами внутренних дел и
прокуратуры, общественными организациями, оказывающими образовательным учреждениям помощь в воспитании и
развитии обучающихся, воспитанников.