Меню
Наш опрос
К какой социальной категории вы относитесь?
Всего ответов: 90
Онлайн
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предлагаем разобраться » Для учителей

Александр Каменский: преподавание истории должно стать иным

Александр Каменский: преподавание истории должно стать иным

Екатерина Рылько Изменения в российском образовании позволяют говорить о необходимости совершенствования модели исторического образования. Для реализации новой концепции в преподавании нужны новые исторические дисциплины и новые факультеты.
О перспективах исторического образования в интервью РИА Новости рассказал будущий декан открываемого в следующем учебном году факультета истории Государственного университета – Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) Александр Каменский. - Александр Борисович, каковы основные особенности современного исторического образования в России? - Традиция исторического образования в России складывалась давно, со 2-й половины 19 века, когда произошло формирование исторической науки и ее отделение от других областей гуманитарного знания. В 20 веке эта традиция развивалась.
Современная российская модель исторического образования ведет отсчет от 30-х годов 20 века и в основном сохраняется до дня сегодняшнего. В значительной мере она основана на представлении о том, что знание истории - это знание большого количества фактов, событий, имен, в определенной последовательности составляющих существо исторического процесса.
 
В основе этой модели два курса: всеобщей истории и истории России, преподающиеся на протяжении нескольких лет. Они дополняются профессиональными курсами, связанными с приобретением определенных навыков и знаний в более узких исторических областях. - И каковы, на ваш взгляд, последствия изучения истории по такой модели? - Как и любая другая, она имеет преимущества и недостатки. Когда эта модель создавалась, она соответствовала уровню развития исторической науки и отличалась системностью и фундаментальностью. Но с тех пор многое изменилось - и в системе высшего образования, и в самой науке.
 
Одно из последствий - это разделение истории России и истории остального мира, существующих в умах студентов как бы независимо друг от друга и соприкасающихся в основном в войнах и конфликтах. Также нередко люди, получающие традиционное историческое образование, становятся очень узкими специалистами, не способными видеть проблемы, которыми они занимаются, в широком историческом контексте. Нередко они приобретают навыки работы только в одной специфической области. - Но почему именно сейчас в изучении истории нужно что-то менять? - Коренным образом изменилась сама историческая наука, ее структура.
 
Если в 19 веке шел процесс отделения истории как науки от других областей знания, то сейчас в гуманитарной сфере наблюдается обратный процесс. Приоритетным направлением становятся исследования, о которых сложно сказать, являются ли они только историческими, культурологическими или философскими: они носят междисциплинарный характер. Это ставит перед историческим образованием новую задачу: историк должен иметь очень основательную общегуманитарную подготовку.
 
С другой стороны, в науке появилось много новых направлений, которые невозможно уложить в привычные курсы. Кроме того, российское высшее образование переходит на двухуровневую систему. Сейчас зачастую предпринимаются попытки просто «втиснуть» все то, что раньше преподавалось 5 лет, в 4 года. Мне представляется, сейчас необходим принципиально новый подход. То обстоятельство, что в Высшей школе экономики факультет истории создается заново, наряду со статусом школы как национального исследовательского университета, позволяет не воссоздавать традиционную модель исторического образования и соответствующую структуру факультета, но предложить образовательную модель, соответствующую и современной структуре исторической науки, и специфике двухуровневой системы образования. - Предполагается, что вы будете его деканом. Какие задачи вы намерены при этом решать? - Важнейшая цель высшего образования – это удовлетворение потребностей людей в знаниях. В данном случае – интереса людей к прошлому. Но при этом мы должны давать такое образование, которое позволит выпускнику легко найти свое место в жизни.
 
Предлагаемая нами модель исторического образования рассчитана на повышение уровня мобильности выпускников. Она должна дать им больше возможностей найти себя в самых разных сферах жизни: не только в исследовательской и преподавательской, в архивах и музеях, но и в сфере управления, культуры, в журналистике – везде, где так или иначе работают с информацией о прошлом. Создавая новую образовательную программу, мы исходим из того, что освоить всю историю человечества ни один студент не в состоянии. Мы будем предлагать в первую очередь курсы по проблематике, имеющей, во-первых, общекультурное значение (например, «История античности»), во-вторых, имеющей непосредственное отношение к сегодняшнему дню (например, «История российской государственности» или более специальные, такие, как «Сравнительная история терроризма», «История колониализма» и т.д.). Надеюсь также, что нам удастся уделить больше внимания экономической и социальной истории. В наших планах открытие магистратуры, в том числе, возможно, по экономической истории.


РИА Новости


http://www.rian.ru/edu_analysis/20091214/199167196.html
 

Категория: Для учителей | Добавил: Директор (15.12.2009)
Просмотров: 673 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: