Меню
Наш опрос
Ваш любимый предмет в школе?
Всего ответов: 164
Онлайн
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предлагаем разобраться » Для учителей

История конкурса "Учитель года"
Учитель года России Ты помнишь, как все начиналось… Когда-то много лет назад, в 1989 году, когда не было еще страны России, а был большой-пребольшой Советский Союз, в "Учительской газете" решили, что пора организовать конкурс, в котором померяются силами педагоги со всех уголков Советского Союза. Не видала еще земля русская ничего подобного, а вот заморские менторы уже который год состязались в умении передавать знания подрастающему поколению.

Изучили умные люди заморский опыт, но придумали собственные правила, бросили клич по огромной стране и в 1990 году провели первый конкурс "Учитель года". Желающих продемонстрировать свои умения оказалось предостаточно. 99 учителей откликнулись на зов, и лишь 19 добрались до финала. Они должны были провести открытый урок в незнакомом классе столичной школы по теме, которую им сообщали за два часа до начала действа.

Первому победителю "Учителя года" – преподавателю русского языка и литературы Поповской средней школы Чернского района Тульской области Александру Сутормину – со всеми полагающимися почестями Хрустального пеликана вручал первый и единственный Президент СССР Михаил Сергеевич Горбачев.

А следующий конкурс вообще стал историческим – ведь это был последний конкурс советских учителей. В его финале оказались представители многих союзных республик – Украины, Белоруссии, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, России. Хрустальный пеликан уехал в Белоруссию, а через пару месяцев оказался он в другой, независимой стране. Кстати, вручал его победителю Михаил Горбачев, вернувшийся из заточения в Форосе, после августовской революции 1991 года.

В 1992-м на первый этап теперь уже всероссийского конкурса можно было прислать любую творческую работу: хочешь – модель модной одежды, а хочешь – авторскую программу по любимому предмету. Появляется "пятнашка" - пятнадцать финалистов, из которых будет выбран победитель. "Учитель года – 1992" Артур Заруба, преподаватель музыки Детгородковской средней школы Волоколамского района Московской области, сочиняет гимн конкурса.

1993-й принес новинку, которая теперь стала традицией. Впервые конкурсантам было предложено представить и защитить собственную педагогическую идею. Впервые появилось три судейские команды – дети, педагоги и общественность. Впервые учителя должны были провести урок для взрослой аудитории (правда, сначала они не получали за него конкурсных баллов). Впервые суперфинал проходил в концертной студии "Останкино" и транслировался по телевидению.

С 1994 года молодые журналисты "Учительской газеты" начинают издавать "ПеликанЪ-дейли". Газета выходит ежедневно, и за завтраком участники и болельщики могут прочитать отчет о предыдущем дне работы конкурса. "ПеликанЪ-дейли" просуществовала целых 7 лет.

1995 год – председателем попечительского совета конкурса становится Президент России Борис Ельцин. Он учреждает премии "Учителям года" и вручает их пятнадцати прошлогодним лауреатам. В 1995 году формируются правила конкурса, действующие по сей день: конкурсанты защищают концепцию и рассказывают о системе своей работы, дают открытый урок и проводят его самоанализ. Малые дисциплинарные жюри определяют победителей в отдельных номинациях, а Большое жюри выбирает Учителя года. В этом же году появляется бессменный Председатель Большого жюри – ректор МГУ Виктор Садовничий, сейчас воспринимающийся как своеобразный талисман конкурса.

В 1996 году придумали урок-импровизацию, тема которого объявляется лишь за сутки, в качестве учеников на котором выступают пятнадцать лауреатов конкурса. Количество заданий растет, их качество усложняется. Написать эссе "Моя педагогическая философия" – дело для учителей более привычное, чем выдержать натиск журналистов и членов Большого жюри во время публичной пресс-конференции. Однако, и того, и другого конкурсанты не избежали.

В 21 веке информационные технологии зашагали по планете, заглянув по пути и на конкурс "Учитель года России". Участником пришлось общаться не только с детьми, коллегами и прессой, но и с компьютером. Привычные не только учить других, но и постоянно учиться чему-то новому, участники освоили windows, научились пользоваться интернетом и даже создали презентацию и собственный web-сайт.

2001 год. Министерство образования РФ, Федерация Интернет Образования, редакция "Учительской газеты", ЦК профсоюза работников народного образования и науки РФ, Российский Союз Молодежи, Московский городской педагогический университет, Гуманитарный издательский центр "Владос" учредили некоммерческую организацию "Фонд поддержки российского учительства". Президентом избран ректор Московского городского педагогического университета Виктор Васильевич Рябов. Отныне именно фонд организует Всероссийский конкурс "Учитель года России". А в 2002-м педагоги решили объединиться в клуб: "Межрегиональный клуб "Учитель года" позволяет делиться опытом, дружить и общаться не только раз в год.

В 2005 года министр образования и науки Андрей Фурсенко объявляет, что отныне конкурс будет проходить на родине победителя. Теперь наблюдать за сражением лучших учителей России смогут не только москвичи. Славу родному городу уже принесли 3 победителя-провинциала: финал конкурсов проходил в Калининграде, Челябинске и Череповце.

"Учитель года России – 2007" принес организаторам неожиданный сюрприз: абсолютных победителей оказалось сразу два – из Москвы и Санкт-Петербурга. Как быть, если победителя два? Какой город заслужил право проведения конкурса? Что делать, если количество талантливых педагогов растет не по дням, а по часам?

В 2008 было решено проводить конкурс в два этапа: в Санкт-Петербурге состоялись основные конккурсные мероприятия, а имя абсолютного победителя и обладателя Большого Хрустального пеликана Председатель Большого жюри назовал на церемонии награждения в Москве. Впервые победителей, получивших Малых Хрустальных пеликанов. Из нововведений 2008 года - конкурсанты представляли собственный инновационный проект, а оценивали конкурсантов непривычные междисциплинарные жюри. Невероятно, но факт В конкурсе "Учитель года – 1990" принимали участие чемпион Кубы 1988 года по подводному нырянию и Красноярского края по моржеванию Виктор Анцупов, по совместительству учитель изобразительного искусства из Абакана, и пилот-любитель, налетавший на сверхлегком самолете "Школьник" 30 часов, Вячеслав Рябинин, оказавшийся еще и учителем технического труда из Златоуста.
В 1991 году педагоги Новосибирска, решили, что "Учитель года" - это один из модных в те годы конкурсов красоты. Будучи в полной уверенности в том, что их ожидает дефиле, они отказались участвовать в конкурсе под предлогом отсутствия модных купальников.
Финалисту конкурса – 1992 преподавателю музыки Детгородковской средней школы Волоколамского района Московской области Артуру Зарубе Департамент образования Москвы подарил белый рояль.
На следующий день после суперфинала конкурса-1993, который транслировался по телевидению, "Останкино" штурмуют противники Президента России Б. Ельцина. И те самые парты, которые "снимались" в передаче об "Учителе года — 93", превратились в баррикады. Телепередачи из Останкино были прекращены, а напавшая на Останкино толпа была рассеяна пулеметным огнем с большим количеством жертв.
Учитель физкультуры Михаил Федоров из села Александровка Тамбовской области, которому в 1995 году родные органы образования не выделили ни копейки для поездки на финал конкурса, продал все, вплоть до последней коровы, купил билеты и поехал в Москву.
В 1996 году в списках участников были претенденты с фамилиями Макаренко и Крупская. Забавно, что громкие фамилии не помогли им выиграть конкурс.
Учитель США — 1997, гостья конкурса "Учитель года России – 1997" Шэрон Дрэйпер заявила, что в России чрезвычайно сложная конкурсная программа. По ее мнению, стать американским учителем года намного проще.
Один из конкурсантов 1998 года Александр Семенов, чувашский учитель рисования, подарил столичному градоначальнику Юрию Лужкову свою картину. Оказалось, что Александр не только пишет полотна, но и на собственные средства строит художественную школу в родном селе.
Любимым школьным предмет будущего Президента России Владимира Путина была история. Об этом в неформальной беседе он рассказал финалистам конкурса "Учитель года России – 1999". В той же беседе он пообещал взять в советники по межнациональным проблемам конкурсантку из Карачаево-Черкессии Зайрат Байбагисову, за мудрые мысли и любовь к родному краю.
Министр образования Карелии Александр Селянин – лауреат конкурса "Учитель года России – 1999". Впрочем, для многих финалистов конкурс стал толчком в развитии карьеры.
В 2001 году победителем стал учитель с неоконченным на тот момент высшим педагогическим образованием Алексей Валентинович Крылов. Преподаватель технологии из города Екатеринбурга пришел в школу после завода и прибыльной работы на собственном частном предприятии, чтобы на уроках научить своих воспитанников… изобретать.
Среди финалистов разных лет сложились 4 семейные пары.
Учитель естествознания из Чеченской республики Иса Кутузович Алиев принимал участие в финале конкурса два раза. Он дважды прошел региональные испытания и выиграл их. Утверждает, что готов сделать это и в третий раз, чтобы получить возможность вновь ощутить атмосферу праздника на "Учителе года".
Категория: Для учителей | Добавил: Директор (20.02.2010)
Просмотров: 1236 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: