Положение о психологической службе Минестерства образования
Проект
Концепция
психологической службы образования
Система
психологической службы образования является необходимой частью системы
образования и в значительной степени отражает ее актуальное состояние и
формирует запросы на необходимые виды и способы ее развития.
Актуальные проблемы образования и
задачи школьной психологической службы
За десятилетие,
прошедшее с момента создания психологической службы и опубликования первого
"Положения о психологической службе в системе народного образования” (1989),
значительно изменились как социальное положение населения России, так и сама
система образования.
В современном
образовании значительно возросла вариативность типов учебных заведений,
появились многочисленные авторские школы, предлагающие собственные программы
обучения и развития. Усилилась тенденция к поляризации учебных заведений, что
приводит, в частности, к "вымыванию” сильных педагогов из обычных школ в школы
элитные. Среднестатистическая школа при этом значительно проигрывает. Вместе с
тем на волне процесса "деидеологизации” образования из школ ушло привычное
прежде воспитание. Сегодняшняя школа фактически не ставит перед собой
социальных целей. Наконец, привычной уже особенностью современного образования
является наличие в школе психолога.
Жизнь все
настойчивей ставит перед школой задачу создания условий для проявления учеником
личной инициативы, осознанного поиска и выбора в ситуациях неопределенности,
осознания собственной позиции относительно разнообразных социально значимых
проблем и вопросов, освоения культуры коммуникации, договорных отношений,
разрешения конфликтных ситуаций ненасильственными способами. Все это становится
не менее ценным, чем усвоение учащимися определенной суммы информации.
В подобном
образовательном процессе психолог перестает быть инструментом, только
помогающим ребенку освоить школьную программу, а педагогу - внедрить ее в
сознание ребенка. В первую очередь он должен вместе с педагогом помочь ребенку
определить свой путь развития и средства его осуществления.
Отметим, что в
последнее время в практике учебных заведений разработаны различные по задачам и
содержанию деятельности модели психологических служб. Некоторые из них не
ограничиваются задачами помощи детям и педагогам в усвоении - передаче учебной
программы, но берут на себя задачу стать идеологами процесса воспитания в
школе.
Традиционно любая
система образования ставит цели образовательные и социальные. Образовательная
цель - это
получение учащимися необходимых навыков и знаний для получения профессии,
совершения карьеры, достижения успеха в жизни. В конечном счете, эта цель
образования ведет к созданию условий, в которых может сформироваться
квалифицированный работник, профессионал в определенной области. Социальная
цель
образования – это помощь ребенку в преодолении его психологических трудностей,
обусловленных как внутриобразовательными, так и иными причинами (возрастными,
социальными, природными). Социальная цель предполагает адекватное определение
своих возможностей, исходя из способностей и склонностей, интересов, состояния
здоровья, социального и экономического положения семьи. Социальная цель
предполагает также воспитание в ребенке поддержки, солидарности, взаимопомощи,
толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе без
агрессивности. В конечном счете, социальная цель образования ведет к созданию
условий, в которых может сформироваться человек, ориентированный на добро и
активное социальное взаимодействие, человек, способный жить в сегодняшней
России с ее межнациональными конфликтами и социальной напряженностью.
Нужно со всей
ответственностью заявить, что сегодня школе пора вновь осознать важность
социальных целей, забыть об образовательных целях не даст жизнь в лице
родителей и общества.
Очевидно, что психологическая служба не может и не
должна заменить собой согласованную воспитательную работу педагогического
коллектива учебного заведения. Однако жизнь показывает, что специалист, который
знает закономерности развития личности детей и подростков, имеет представление
о том, как растут самоуважение и ответственность, как формируется культура
достоинства, в каких условиях возникают сплоченность и позитивный потенциал
детских групп, - такой специалист может стать идеологом работы школы по
достижению социальных целей образования. Этим специалистом в образовании
сегодня является психолог.
Актуальные задачи,
поставленные перед психологами современной социальной ситуацией, определили
следующие основные положения.
1. Психологическая служба образования – подсистема
системы образования, целью которой является содействие образовательному
учреждению в создании такой ситуации, которая обеспечивает позитивное развитие
личности всех участников образовательного процесса.
2. В своей деятельности Служба руководствуется
международными актами в области защиты прав и законных интересов ребенка,
федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации
и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего
органа управления образованием, настоящим Положением и разработанными на его
основе уставами и положениями соответствующих структурных элементов Службы.
3. Деятельность психолога в системе общего и
профессионального образования определяется типом образовательного учреждения
(детский сад, различные типы обще-образовательных школ, ПТУ, техникум,
ППМС-Центр) и регулируется настоящим Положением о психологической службе.
4. Сотрудники психологической службы определяют направленность
и приоритеты в своей работе, руководствуясь запросом конкретного
образовательного учреждения и собственной стратегией построения
профессиональной деятельности.
5. Сотрудники Службы в образовательном учреждении
являются равноправными членами педагогического коллектива. Они принимают
участие в работе педагогических советов и консилиумов, методических
объединений, посещают уроки и внеклассные мероприятия.
6. Для работы психолога создается психологический
кабинет, площадь которого позволяет проводить индивидуальные и групповые
занятия.
1. Общее руководство Службой и ответственность за ее
организацию возлагается:
В целом в
сфере общего и профессионального образования - на соответствующее
структурное подразделение Минобразования России.
В сфере
органов управления субъектов Российской Федерации (республиканского,
краевого, областного, автономного округа, городов Москвы и
Санкт-Петербурга) - на первых заместителей начальников управлений.
В сфере
образовательного пространства районов, городов, районов в городах - на
первых заместителей руководителей муниципальных органов управлений
образованием, а при их отсутствии в штатном расписании - на
соответствующих специалистов.
В
образовательных учреждениях любого типа и профиля (первичное звено Службы)
- на их первых руководителей.
2. Деятельность Службы и отдельных ее подразделений
финансируется за счет соответствующего бюджета и целевых средств учредителей -
государственных органов управления образованием, местных (муниципальных) органов
управления образованием и частных лиц.
3. Структурные звенья Службы предусмотрены в каждом
типе образовательных учреждений Российской Федерации:
детских
дошкольных образовательных учреждениях;
общеобразовательных
учреждениях начального, основного общего и среднего полного образования;
учреждениях
специального образования;
сельских
школах;
системе
начального и среднего профессионального образования;
учреждениях
дополнительного образования;
негосударственных
образовательных учреждениях;
высших образовательных
учреждениях и др.
4. В структуре деятельности Службы предусматривается
двойное подчинение по административной и по профессиональной линиям.
5. Административное управление осуществляется отделами
службы практической психологии федерального уровня, республиканских,
региональных, городских и районных управлений и департаментов образования,
руководителями учреждений образования. Деятельность этих структурных единиц
направлена на определение стратегии развития и функционирования Службы на соответствующем
уровне, создание необходимых для этого условий, координацию работы всех ее
звеньев.
6. Профессиональное руководство осуществляется через
сеть специальных психологических учреждений разного уровня: районных,
областных, городских и региональных центров, научно-методических кабинетов,
профессиональных ассоциаций и советов.
7. Центры службы практической психологии образования
являются образовательными учреждениями системы образования Российской Федерации
(согласно положению об образовательных учреждениях психолого-педагогической и
медико-социальной помощи детям и подросткам) и находятся в ведении
соответствующего территориального органа управления образованием, который
обеспечивает необходимую финансовую, правовую, материально-техническую и
организационную деятельность Центра и оказывает необходимую помощь.
8. Деятельность Службы осуществляется специалистами,
окончившими высшее учебное заведение по специальности "психология” или
прошедшими переподготовку и получившими соответствующую квалификацию в области
детской, возрастной и педагогической психологии, имеющими диплом
государственного образца.
9. Подготовка специалистов Службы ведется в
соответствии с образовательным стандартом по профессии и квалификационными
требованиями для представителей различных специализаций и категорий.
10. Квалификационные стандарты и требования утверждаются
Экспертным советом по подготовке кадров Министерства общего и профессионального
образования России.
11. Назначение на должность педагога-психолога должно
определяться на основании документов об образовании и стажа профессиональной
деятельности согласно действующим нормативам в системе общего и
профессионального образования Российской Федерации. Научно-методическое
обеспечение Службы ведется научными коллективами, отдельными специалистами по
заказам соответствующих подразделений службы практической психологии
образования. При этом оно ориентировано как на выполнение актуальных запросов
Службы, так и на перспективу ее развития. Служба работает в тесном контакте с
учреждениями медицины, органами опеки и попечительства, органами МВД и
прокуратуры, представителями общественности, оказывающими образовательному
учреждению помощь в воспитании и развитии детей.
Кодекс психолога в образовании
Наряду с этическими
принципами и нормами, значимыми для всех, психолог должен:
держать в
тайне сообщаемую ему личную информацию
использовать
процедуры и техники, не ущемляющие достоинства участников образовательного
процесса
предоставлять
возможность всем участникам образовательного процесса отказаться от
продолжения работы на любом ее этапе
использовать
свои инструменты для расширения свободы выбора человека, с которым он
работает
всегда
способствовать осознанию человеком того, что он сам является причиной
своих достижений
использовать
техники, соответствующие реальности данного человека.
Направления
работы психолога в образовании
а)Психологическое просвещение – повышение психологической
культуры педагогов и родителей, формирование запроса на психологические услуги
и обеспечение информацией по психологическим проблемам.
Осуществляется в
следующих формах: лекции, тематические выставки психологической литературы,
беседы, семинары, родительские клубы, психологическая газета или раздел внутри
школьной прессы и др.
б)Психологическая профилактика - целенаправленная
систематическая совместная работа психолога, педагогов и воспитателей:
по
предупреждению возможных социально- психологических и психологических
проблем у учащихся разных классов,
по созданию
благоприятного эмоционально-психологического климата в педагогическом и
ученическом коллективах, созданию правил школы, в основе которых –
уважение чести и достоинства всех ее граждан;
по выявлению
детей группы риска (по различным основаниям).
Психопрофилактическая
диагностика осуществляется в форме скринингового обследования всех детей школы
с использованием метода экспертных оценок с целью выявления детей групп риска
(по социально-психологическим и интеллектуальным основаниям) и заключения о
необходимости дальнейшей психокоррекционной работы с ними.
Систематическая
работа по предупреждению возможных проблем развития личности всех учащихся
школы осуществляется психологом в форме систематических психологических
тренингов, дифференцированных по проблемам и возрасту учащихся, или уроков психологии,
в содержание которых включены знания, умения и навыки работы с типичными
психологическими проблемами учащихся определенного возраста. Психолог также
методически обеспечивает включение данной тематики в содержание других школьных
предметов.
в)Психологическая диагностика - психолого-педагогическое
изучение индивидуальных особенностей личности учащихся с целью выявления:
причин
возникновения проблем в обучении и развитии
определения
сильных сторон личности, ее резервных возможностей, на которые можно
опираться в ходе коррекционной работы
раннего
выявления профессиональных и познавательных интересов
индивидуального
стиля познавательной деятельности и др.
Осуществляется в
форме плановой диагностики или диагностики по запросу учащихся, администрации,
педагогов и родителей и рассматривается как важный подготовительный этап
индивидуального и группового консультирования, психолого-педагогического
консилиума, педсовета школы.
Психологическая
диагностика профессионального поведения учителя осуществляется психологом либо
в рамках разработанной им стратегии собственной профессиональной деятельности,
либо по запросу со стороны администрации или самого учителя и выполняется в
форме многопозиционного анализа уроков учителя на основании наблюдений,
видеосъемки или иной записи урока.
г) Психологическая коррекция - систематическая
целенаправленная работа психолога с детьми, отнесенными к категории группы
риска по тем или иным основаниям, и направленная на специфическую помощь этим
детям.
В условиях
образовательного учреждения психолог самостоятельно имеет право работать только
с детьми, отклонения в поведении которых не являются следствием поражения ЦНС
или психического заболевания. Психолог не обязан выполнять
административно-воспитательные функции по отношению к детям, нарушающим правила
школы или совершающим противоправные действия. Вместе с тем он может
методически обеспечить процедуру установления справедливых правил и санкций за
их нарушения в учебном заведении.
Коррекционная работа
осуществляется в форме индивидуальных и групповых занятий по коррекции и
развитию, а также в форме тематических психологических тренингов, разработанных
для детей, имеющих сходные поведенческие проблемы.
д) Психологическое консультирование – оказание конкретной помощи
обратившимся взрослым и детям в осознании ими природы их затруднений, в анализе
и решении психологических проблем, связанных с собственными особенностями,
сложившимися обстоятельствами жизни, взаимоотношениями в семье, в кругу друзей,
в школе; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений.
Осуществляется в форме индивидуальных и групповых консультаций.
Модели работы психолога в образовании
Сочетая в своей
работе различные виды деятельности, психолог фактически ставит перед собой
различные цели и занимает различные позиции по отношению к происходящему в
школе. Сложились различные модели деятельности психолога в школе.
Возможны различные
модели работы психолога в образовании. Выбранная модель определяется не столько
квалификацией психолога (в рамках одной модели возможны разные уровни
квалификации специалиста), сколько его профессиональной позицией, с одной
стороны, запросом и позицией администрации – с другой.
Первая модель. Психолог работает на
"территории” своего кабинета и ведет консультации с учениками, их родителями и
учителями по их обращению. Психолог не ставит своей задачей оказывать влияние
ни на форму, ни на содержание того, что происходит в школе как в рамках
учебного процесса, так и в сфере сложившихся отношений. Позиция психолога – это
позиция стороннего специалиста, отстаивающего права и интересы ребенка.
Вторая модель. К предыдущему функционалу
добавляется: проведение диагностики детей разного возраста по запросам
администрации образовательного учреждения и отдельных учителей, посещение
занятий по просьбе педагогов с целью выработки рекомендаций по работе с
конкретными детьми. При высокой квалификации психолог становится главным
участников педагогических консилиумов, рассматривающих проблемы успеваемости
отдельных учащихся.
Третья модель. Включает в себя, как
обязательный компонент, проведение обучающих семинаров и тренингов с учениками
и учителями. Психолог ставит задачу изменить стереотипы поведения, способы и
формы организации коммуникации учителя с учениками. При высокой квалификации
психолог на групповых занятиях с детьми и подростками формирует у них
соответствующие их возрасту социальные умения, рассматривает проблемы,
характерные для учеников определенного возраста, дает им средства, позволяющие
успешно справляться с проблемами, делает акцент не на "вытаскивании из ямы, а
на предупреждение о том, что впереди яма”.
Четвертая модель. Модель включает в себя
работу психолога с содержанием и способами профессиональной деятельности
педагога. Его целью становится влияние на профессиональное сознание учителей и
адм